В этой статье мы рассказываем о том, какое бизнес-образование подходит для руководителя отдела продаж: варианты обучения, их плюсы и минусы, как выбрать наиболее подходящий именно вам курс. А также даем обзор программы, которую предлагает наша бизнес-школа.
Сегодня российский рынок бизнес-образования предлагает руководителям отделов продаж курсы, которые можно разделить на две основные категории:
Стоимость краткосрочных курсов обычно варьируется от 30 тыс. рублей до 200 тыс. рублей и зависит от их продолжительности, формата (онлайн, очно, видеокурс), преподавательского состава и уровня образовательного учреждения. Чаще всего поставщиками услуг в данном случае выступают онлайн-платформы, реже — организации дополнительного профессионального образования.
Главные преимущества краткосрочных курсов — невысокая стоимость и отсутствие строгих «входных» требований к будущим студентам. Однако в большей степени они подходят для сотрудников отделов продаж, которые хотят более эффективно работать и претендовать на позицию руководителя, но им пока не хватает определенных знаний и компетенций. По результатам таких курсов обычно выдается либо диплом/удостоверение о повышении профессиональной квалификации (профессиональной переподготовке), либо свидетельство.
К недостаткам таких курсов можно отнести объем знаний, которые можно получить и усвоить за относительно короткий промежуток времени, а также ограниченный объем практической работы, который требуется для выработки необходимых навыков. Поэтому при выборе краткосрочного курса следует особенно внимательно изучать программы конкретных образовательных платформ и учреждений и сопоставлять их с тем, какие цели и задачи вы лично ставите перед собой с точки зрения развития карьеры или привлечения клиентов.
Еще один важный недостаток краткосрочных курсов состоит в том, что они в силу особенностей их разработки не могут дать слушателям системный подход к решению задач бизнеса, научить видеть общую картину организации за пределами отдельной функции и достичь глубокого понимания взаимосвязей между различными бизнес-процессами.
Большинство краткосрочных программ предлагается либо в онлайн-формате, либо в виде записанных видеокурсов с проверкой домашних заданий — и это действительно удобно, ведь вы можете проходить обучение в любое подходящее для вас время. Но отсутствие живого общения с преподавателями и другими студентами, к сожалению, как показывает практика, обедняет учебный процесс, препятствует обмену знаниями и опытом.
Стоимость системных программ профессиональной подготовки (MBA и др.) начинается от 500 тыс. рублей, поставщиком услуг в данном случае выступают высшие учебные заведения. Стоимость зависит от уровня вуза и бизнес-школы, продолжительности и насыщенности программы. В результате слушатели получают диплом установленного государственного образца.
На такие программы принимают не всех, они рассчитаны на руководителей (реже — высококвалифицированных специалистов), обладающих достаточным профессиональным опытом и способных справиться со вступительными испытаниями. Это ограничение по сути является преимуществом, поскольку студенческие группы формируются из профессионалов из разных отраслей, которые, с одной стороны, будут говорить на одном языке, а с другой стороны, могут привнести в образовательный процесс дополнительную ценность. Помимо руководителей в сфере продаж на такие программы приходят директора из других функциональных подразделений, а также генеральные директора и владельцы бизнесов, желающие усилить функцию продаж в своей компании и добиться повышения результативности.
Еще одно ограничение системных программ профессиональной подготовки — обучение полностью или частично проходит в очной форме. Конечно, с началом пандемии многие вузы перенесли часть активностей в онлайн, и со снятием ковидных ограничений эта тенденция сохранилась. Но значительная часть занятий сейчас проходит очно по вечерам и в выходные дни, чтобы не терять важную составляющую в общении с преподавателями и внутри группы. Не секрет, что помимо знаний учеба позволяет приобрести полезные контакты.
Ключевое отличие подобных курсов для руководителей отделов продаж от краткосрочных состоит в том, что продажи B2b и B2C преподаются в комплексе управленческих дисциплин. То есть помимо собственно продаж (которые часто объединены в единый курс с маркетингом) слушатели изучают и финансы, и логистику, и управление персоналом, и др. — чтобы научиться видеть организацию как единый организм, а не набор функций, выстраивать работу более эффективно.
Программа MBA «Маркетинг и продажи» в Высшей школе бизнеса ВШЭ относится к категории системных программ профессиональной подготовки:
Структура курса и учебный план включают:
При поступлении на программу можно выбрать один из двух удобных форматов обучения:
В Высшей школе бизнеса ВШЭ студенты учатся у лучших профессоров Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и ведущих преподавателей бизнес-образования в России. Большинство преподавателей школы — практики и бизнес-консультанты, которые приносят в аудиторию актуальный опыт российских компаний. С ними вы не только изучите теорию, научитесь использовать современный инструментарий, но и узнаете много интересного о том, что происходит в мире бизнеса прямо сейчас.
Вот что о программе MBA «Маркетинг и продажи» рассказывает в интервью ее руководитель, старший партнер агентства стратегического мышления «Маркеторика» Николай Соустин:
«В бизнес-образовании люди приходят за конкретными предметными знаниями. Поэтому мы в образовательном процессе проходим все три стадии. Сначала мы даем какие-то теоретические знания, потому что без понимания концепций и причинно-следственных связей не обойтись. Затем мы показываем примеры в виде чужих свежих кейсов. А дальше мы приглашаем к действию.
Слушатели должны трансформировать и конвертировать знания в образ действия. Причем образ действия должен быть нешаблонным, потому что у нас не ПТУ, где учат закручивать гайку нужным образом. Мы даем знания и навыки, которые позволяют создавать новые знания и концепции».
Интервью полностью вы можете прочитать на нашем сайте.
Поскольку программа MBA «Маркетинг и продажи» рассчитана на управленцев широкого профиля (директоров по продажам, коммерческих директоров, директоров по маркетингу, генеральных директоров, владельцев бизнеса), кандидаты должны пройти вступительные испытания:
Помимо этого кандидат должен будет предоставить ряд документов. Их список, а также всю подробную информацию о программе, преподавателях и условиях поступления можно найти на странице курса. Там же вы найдете формы связи с сотрудниками школы, которые будут рады ответить на ваши вопросы.