Какой курс обучения подойдет для директора по маркетингу?

В статье мы всесторонне раскрываем вопрос бизнес-образования для директоров по маркетингу: варианты обучения, их достоинства и недостатки, чем руководствоваться при выборе варианта для себя. Также кратко рассказываем о двух программах по маркетингу нашей бизнес-школы.

Варианты обучения: микро-образование и системное

 В области бизнес-образования по направлению «маркетинг» есть два основных тренда:

1. Микро-образование – краткосрочные программы повышения квалификации (курсы, семинары, тренинги) с выдачей сертификата по окончанию обучения. Этот вариант подходит, когда:

  • маркетолог узкий специалист и не планирует идти в управление;
  • необходимо решить конкретную задачу или углубиться в определённую область маркетинга – digital-маркетинг, интернет-реклама, SMM/SEO/SEM и др.

Длительность такого рода курсов – от нескольких часов до нескольких месяцев. Стоимость – варьируется от «бесплатно» до 150 тысяч рублей итого. Форматы – в основном онлайн-курсы. Поставщики услуги – преимущественно онлайн-университеты и, в меньшей степени, организации ДПО (дополнительного профессионального образования).

Эффективность обучения на курсах условно можно оценить в количестве инструментов, которые вы получите и сможете применить в своей работе на благо компании. А также это безусловно повысит вашу профессиональную стоимость.

Рынок микро-образования предлагает начинающим маркетологам и специалистам массу курсов, которые обещают за короткое время сделать из любого «директора по маркетингу» с набором компетенций от «проведение маркетингового исследования» до «разработка маркетинговой и коммуникационной стратегии компании».

В описании курсов заявляется также, что по их окончанию вы сможете:

  • управлять командой маркетологов;
  • выстраивать бренд и персональные стратегии роста и развития;
  • анализировать клиента, каналы коммуникации, любой рынок/процесс/проект и проч.

«Вишенка на торте» – иногда в стоимость курса входит предложение разработать персональную маркетинговую стратегию для вашей компании. И это за месяц-два обучения!

Такие заявления не адекватны реальности. К примеру, такое направление маркетинга, как брендинг – это всегда стратегическая задача, которая требует от маркетолога глубочайшего понимания рынка и клиента, помноженных на профессиональный и жизненный опыт.

Итого, маркетинг, как и любая другая профессия, требует прикладной «работы в полях» и, конечно же, времени. Курсы, несомненно, помогут «прокачать» функциональные моменты, но, чтобы стать директором по маркетингу, необходимо обладать особым мышлением. И обучение в форматах микро-образования не способно научить решать задачи директора – задачи планирования и стратегического управления.

2. Системное бизнес-образование – программы профессиональной переподготовки (МВА и другие программы вузов) с выдачей диплома. Рекомендовано:

  • управленцам начиная с уровня мидл-менеджмента (в том числе – руководителям отдела маркетинга);
  • маркетологам, в деятельности которых есть стратегическая составляющая (например, брендинг).

Длительность программ – от года, стоимость – от 500 тысяч рублей, форматы – преимущественно «живые» (очное обучение, когда занятия проходят на территории бизнес-школы). Интернет-технологии также применяются – как правило это «смешанный» формат обучения, где «онлайн» может составлять до 30% всей программы. МВА полностью в онлайн-формате появилось в 2020 году, но на сегодня нет данных, чтобы оценить эффективность такого обучения.

Отличие вузовских долгосрочных программ от курсов, про которые мы писали выше, в первую очередь заключается в том, что маркетинг подаётся в комплексе дисциплин по общему менеджменту. А имплементация полученных знаний происходит в процессе ежедневной работы, когда управленец научается видеть возможности для развития и трансформации бизнеса через призму маркетинга.

И тогда, казалось бы, из отдельных задач по анализу пути клиента и каналов продвижения, планированию и организации интернет-рекламы и других, с учётом комплексного понимания специфики бизнеса, в котором работает управленец, складывается целостная картина – реалистичная маркетинговая стратегия.

Таким образом, при выборе варианта обучения для себя нужно понимать – когда и какие знания нужны. Если вы желаете стать директором по маркетингу или «прокачать» себя в этом качестве – ваш вариант МВА и другие долгосрочные программы.

Преимущества системного бизнес-образования

Сегодня бизнес становится всё более «омниканальным», а процессы настолько тесно переплетаются, что умение видеть взаимосвязи и управлять этим – это «мастхев» для руководителя.

Поэтому, МВА подходит директорам по маркетингу, решающим вопросы уровня:

  • проектирования, создания и продвижения новых продуктов и рынков;
  • разработки маркетинговых стратегий, бренда компании;
  • управления отделом маркетинга;
  • эффективного взаимодействия с отделом продаж, в том числе в части стратегии управления отношениями с клиентами.

При этом МВА не отрицает узкую специализацию. Более того – получив общие знания, проще понимать во что нужно углубиться и какой обучающий курс поможет решить конкретную задачу. Простой принцип «от общего к частному» – это ключ к тому, как правильно нужно получать бизнес-образование.

МВА позволяет взглянуть на маркетинг не как на отдельную функцию компании, а как на элемент системы. А чем шире диапазон понимания – тем лучше ваши стратегии.

Расширение этого диапазона происходит при наличии непременных условий:

  • структура программы предусматривает комплексный подход к обучению;
  • уровень преподавателей отвечает требованиям и задачам программы;
  • вы обладаете опытом, которым можно напитать систему знаний;
  • вы готовы применять инструменты, знания и навыки в ежедневном менеджменте.

Поэтому, повторимся, выбор варианта обучения зависит от ваших целей и задач.

Обучение маркетингу в Высшей школе экономики

MBA (Master of Business Administrations) по маркетингу

Условиям системного бизнес-образования в полной мере отвечает программа МВА «Маркетинг и продажи», ориентированная на управленцев широкого профиля: владельцев бизнеса, генеральных и коммерческих директоров, директоров по маркетингу.

Продолжительность обучения – 2 года 2 месяца.

Программа разработана как ответ на запрос бизнес-среды, из интервью с руководителем программы Николаем Соустиным:

«… На маркетинг очень часто смотрят как на креатив. На самом деле маркетинг — такой же производственный процесс, рутина. Поэтому сейчас нужны не «звезды», нужны методологи, которые способны выстраивать систему и совершенствовать ее.

Построение системы — вот в целом требование бизнеса к маркетингу и маркетинга к бизнесу. Пожалуй, это самый главный вызов для маркетологов: превратиться в стабильный производственный процесс, который понятен для всех. Это касается и среднего, и малого, и крупного бизнеса.. …»

Для МВА крайне важен персональный опыт слушателя, из отзыва выпускника программы Петра Левченко (заместитель коммерческого директора ООО «Новлайн»): 

«Уверен, что материал курсов лучше усваивается, если ложится на реальную практику и опыт, который уже получен слушателем ранее в бизнес деятельности. Практические кейсы, которые предлагалось решать в рамках различных курсов также отлично помогали закрепить материал, но собственный опыт конкретно в моём случае работал наиболее эффективно…»

Подробнее о программе (стоимость, даты, состав дисциплин/курсов, порядок поступления и преимущества обучения на МВА «Маркетинг и продажи» в Высшей школе экономики) можно узнать на странице программы: https://mba.hse.ru/studying_programs/mba-marketing-i-prodazhi/

Программа профессиональной переподготовки по маркетингу

Для предпринимателей и специалистов, желающих повысить качество своих знаний в маркетинге и продажах подойдёт программа профессиональной переподготовки «Управление маркетингом и продажами компании», которая включает в себя блок профессиональных дисциплин/курсов программы MBA «Маркетинг и продажи».

Эта программа короче МВА – длится 1 год 3 месяца, предусматривает в два раза меньше контактных (аудиторных) часов с преподавателями. Этот вариант обучения подойдёт и когда нужен «апгрейд» знаний, и когда нужно погружение в специфику предмета.

Структура программы – 95% курсы по маркетингу и продажам. Программа также включает курс по стратегическому менеджменту.

Подробнее о программе (стоимость, результаты обучения, состав курсов и прочее) – на странице программы: https://mba.hse.ru/studying_programs/upravlenie-prodazhami-i-marketingom-kompanii/

День открытый дверей в записи

Предлагаем вам посмотреть запись Дня открытых дверей по программе МВА «Маркетинг и продажи», где вы узнаете больше по вопросу бизнес-образования по маркетингу: зачем руководителям нужен маркетинг, а маркетологам – helicopter view, т.е. – получать МВА.


Возврат к списку

Оцените ответ на вопрос
(0)
Комментировать ответ*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений