Время учиться пожизненно: чем полезна для бизнес-лидеров программа GMP

Чему опытные управленцы могут научиться на GMP? Как понять, кому она подойдет, а кому будет полезнее MBA или EMBA? MBA, EMBA, что дальше — точка или запятая?
Чему и как можно научить человека с обширным багажом элитарного образования и масштабным бизнес-опытом? Три года назад в России, в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) стартовала первая инновационная General Management Program, которая предлагает бизнес-элите знания нового уровня.

Вопросы с просьбой рассказать о первых итогах работы программы Executive.ru адресовал Сергею Филоновичу, заслуженному профессору НИУ ВШЭ, академическому руководителю программы GMP Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Чему опытные управленцы могут научиться на GMP

Executive.ru: Сергей Ростиславович, программа GMP Высшей школы бизнеса стала первой программой такого уровня в России. Как вы, будучи ее идеологом и основателем, в 2020 году поняли, что пора предложить этот образовательный продукт?

Сергей Филонович: Я бесконечно верю в концепцию LifeLong Learning — считаю, что современные люди, стремящиеся поддерживать индивидуальную конкурентоспособность, просто «приговорены» к постоянному образованию. Но где и чему учиться руководителям высшего уровня и бизнес-лидерам, если степени MBA и EMBA уже есть?

Озадачившись этим вопросом, я в свое время изучил образовательные программы семи ведущих бизнес-школ мира. Почти в каждой была представлена программа General Management Program или Advanced Management Program. Так пришла мысль, что нам тоже есть что предложить тем, кто уже прошел все ступени бизнес-образования и хочет развиваться дальше. Соавтор нашей GMP-программы Геннадий Константинов тогда шутил, что ее правильно называть генеральской — в соответствии с высоким статусом ее целевой аудитории.

Так мы и начали работу.

Executive.ru: У слушателей есть и отличное образование, и большой практический опыт работы на топовых позициях. Чему еще их можно научить?

Сергей Филонович: Им важно сформировать новый взгляд на мир — разносторонний и динамичный. Мы учим устанавливать связь между явлениями бизнеса и событиями в других сферах общества — экономике, социальной сфере, культуре, политике и даже спорте. Ведь бизнес присутствует во всех этих областях.

Погруженные в повседневные дела, руководители и бизнесмены не всегда успевают следить за этими событиями, и программа GMP может качественно этому поспособствовать — сформировать глобально-системный взгляд на события и качества современного лидера.

Executive.ru: Какие «слепые пятна» российской бизнес-элиты вы можете обозначить по опыту предыдущих потоков программы GMP?

Сергей Филонович: Я бы не назвал это ни "слепыми пятнами", ни пробелами в знаниях. Это, скорее, функциональная «миопия», связанная с избыточной концентрацией на своем бизнесе.

Она формируется автоматически, когда люди долго работают внутри одной сферы — в финансах, маркетинге и так далее. В результате они хорошо понимают бизнес-процессы, а явления, выходящие за привычные рамки, зачастую не видят. Например, не понимают суть социальных проблем, связанных с бизнесом. Или следят за экономическими отношениями России и США, а социально-политические события в Китае не отслеживают, хотя они имеют огромное значение. Хотелось бы, чтобы наши слушатели смотрели на все эти вещи комплексно, эффективно адаптировались к быстро изменяющимся условиям в мире и бизнесе, и мы можем им в этом помочь.

Особенности обучения на программе GMP

Executive.ru: Как был первично сформулирован набор дисциплин? Какие изменения он претерпел по мере работы программы?

Сергей Филонович: Тут важно понимать и иметь ввиду, что наша программа не дисциплинарная. Каждый трехдневный семинар, который мы проводим раз в месяц, посвящен одной теме бизнеса. Мы рассматриваем ее в различных контекстах — маркетинговом, политическом, культурном — используя проблемный подход.

При этом стараемся учитывать актуальные тренды и при необходимости вносим изменения в темы наших дискуссий. Например, с каждым потоком все больше уделяем внимания технологиям, в частности искусственному интеллекту. Этот фактор серьезно влияет на бизнес и имеет масштабные социальные последствия, поэтому мы не можем его игнорировать.

Executive.ru: В чем вы видите ценность традиционного обучения — офлайн, в группах, с преподавателем?

Сергей Филонович: Эйфория по поводу возможного прогресса информационных технологий и повсеместного обучения онлайн в доковидную эпоху охватила многих. Была уверенность, что онлайн-обучение вытеснит привычное обучение в классах и аудиториях. Однако после ковида стало понятно, что этого не произойдет — люди хотят учиться вместе со своими сверстниками, выстраивать нетворкинг, который затруднен при обучении онлайн, общаться с преподавателем, личность которого очень важна.

Executive.ru: Обучение по программе General Management Program представляет собой не стандартные лекции и семинары, а проводится в формате беседы. Как сделать ее максимально вовлекающей и эффективной?

Сергей Филонович: Все зависит от мастерства преподавателя. Формат беседы предполагает, что говорит не только преподаватель, но и слушатели, а для этого им нужно задавать правильные вопросы. Искусство преподавания есть искусство постановки вопросов, которые раньше не приходили слушателю в голову и не предполагают единственно верную точку зрения.

Отвечать на тривиальное «сколько будет дважды два?" — скучно и обсуждать тут нечего. А если спросить «всегда ли дважды два четыре?», то вы озадачитесь, ведь ответ будет зависеть от ряда факторов, например, от системы счисления. Именно такие дискуссии расширяют масштаб мышления и кругозор. И нам удалось собрать преподавателей, которые выстраивают полилог именно в таком ключе.

Executive.ru: Какие запросы вы получаете в обратной связи от слушателей?

Сергей Филонович: После каждого модуля слушатели заполняют форму обратной связи, в которых выражают свои пожелания по темам следующих модулей, а также предлагают интересных им спикеров.

Мы рассматриваем все комментарии. Если пожелание «навыковое», например, нас просят уделить внимание теме блокчейн, то мы можем рассмотреть этот вопрос, но не с точки зрения инструментария, а с позиции его влияния, например, на работу банковской сферы. Если же идет массовый запрос на чисто технические вопросы, то это уже не профиль GMP, и здесь мы рекомендуем отдельные навыковые программы, например, MBA.

Executive.ru: Как и откуда будущие слушатели узнают о программе GMP? Помогает ли сарафанное радио?

Сергей Филонович: Да, и этот канал очень эффективен. Наши выпускники, которые до этого закончичили нашу EMBA-программу, стали настоящими патриотами школы и качественно продвинулись в бизнесе. И именно они советуют GMP, понимая, что она дает не только расширение кругозора, возможность иначе посмотреть на бизнес, но создает все условия для эффективного нетворкинга — формирования собственной уникальной социальной сети, без которой сейчас в бизнесе нельзя и которая повышает качество профессиональной жизни.

Мы уделяем этому большое внимание, и отбор кандидатов нацелен на то, чтобы на программу попадали люди, которые могут привнести в нее собственный опыт и знания, полезные другим.

Как понять, кому подойдет программа GMP

Executive.ru: Как потенциальному слушателю понять, что ему подходит программа GMP? Назовите, пожалуйста, главные критерии самоанализа в этом контексте для сомневающихся.

Сергей Филонович: Здесь проще всего пойти от обратного. Если человек чувствует, что легко проживет без этой программы и может получить информацию самостоятельно через интернет, книги и другие источники, то GMP ему не нужна.

Другой вопрос, что мало прочитать книгу или посмотреть вебинар, ведь полученная информация становится знаниями только после обсуждения. Достичь этого через самообразование сложно, и таким навыком обладают немногие. Дискуссия с людьми из вашей страны, имеющими такие же или схожие проблемы, незаменима при работе с информацией и для превращения ее в знания. Если вам близок такой подход, то мы вас ждем.

Executive.ru: Обязательно ли потенциальному слушателю иметь MBA или EMBA-степени? Или лучше, чтобы были обе?

Сергей Филонович: Это не обязательное требование. Мы сейчас живем не в девяностые, когда у российского менеджмента и топ-менеджменты были очень приблизительные представления о ведении бизнеса, и программы MBA приходилось начинать буквально с азов.

Сейчас люди и через самообразование, и благодаря опыту работы, с базовыми вещами уже знакомы. Нам важнее их любопытство и желание меняться. Оно должно быть, хотя, как ни парадоксально, не всегда расширение кругозора делает жизнь проще, наоборот, она может стать сложнее, ведь вы начинаете видеть больше и глубже, и не все увиденное вас радует. Но зато вы видите реальное положение дел.

Поэтому людям, прежде чем прийти на программу GMP, нужно понять, к чему они стремятся и есть ли у них мужество менять свое мировоззрение.

Executive.ru: В презентации программы отмечается, что среди претендентов на обучение ведется строгий отбор. Какие критерии для школы критически важны?

Сергей Филонович: Если в ходе собеседования мы видим, что человек хочет прежде всего продвигать собственный бизнес и ему не хватает знаний в области менеджмента, то сначала рекомендуем MBA или EMBA-программу. Для нас нет ничего хуже, чем получить «неоднородную» группу, с разными ожиданиями от программы у обучающихся. Очевидно, что всех удовлетворить у нас не получится, и наша цель — откликнуться на правильно сформулированные пожелания. В этом и заключается строгость отбора.

Западное vs российское бизнес-образование

Executive.ru: Каковы причины предпочесть обучение по программе GMP в России, а не одну из западных бизнес-школ?

Сергей Филонович: Бизнес-образование является инфраструктурной частью бизнеса, в том числе национального. Поэтому в американской бизнес-школе вас научат ведению бизнеса в США. В российской бизнес-школе вы получаете знания от российских профессоров. У нас на программе преподают как академические профессора, так и практики, которые делятся своим бизнес-опытом в российских реалиях.

Поэтому если вы заинтересованы в работе в западной компании, то вполне можно учиться за рубежом. Если же цель — работа в России, то учеба в западной школе бизнеса мало что даст.

Executive.ru: В презентации GMP-программы одной из западных бизнес-школ отмечается, что это обучение поможет перейти от роли успешного функционального топ-менеджера к роли стратегического лидера. Насколько вам близка эта концепция?

Сергей Филонович: Стратегически лидер — это прежде всего визионер, который видит цельную картину будущего. Расширяя его кругозор, вы позволяете человеку создать видение окружающего мира и его перспектив совершенного другого качества. Это и есть движение к стратегическому лидерству. Наша GMP-программа как раз на это нацелена.

Executive.ru: Тему дипломной работы ваши слушатели определяют самостоятельно. Обозначьте, пожалуйста, темы, которые им особенно интересны.

Сергей Филонович: Часть дипломов, как правило, посвящены проблемам реального бизнеса, с которыми сталкиваются люди. Они рассматривают проблемы своих компаний с точки зрения новых знаний. Например, у нас была интересная работа, посвященная трансформации ювелирного бизнеса. Другая работа была о компании, которая занимается грузоперевозками и не является частью РЖД — в фокусе была особенность их взаимодействия. Часть работ затрагивают философские вопросы, связанные с социальной ответственностью компаний.

Когда я согласую темы, которые предлагают слушатели, мне нужно пройти, что называется, между Сциллой и Харибдой, — очень интересным, но слишком объемным вопросом и локальным микро-кейсом. И, конечно, нам важно, чтобы на проблемы своей компании люди смотрели уже в новом качестве.

Executive.ru: Удовлетворены ли вы качеством образовательной программы и уровнем знаний, которые получают выпускники GMP Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ?

Сергей Филонович: Да, считаю, нам удалось наполнить и выстроить программу так, чтобы она решала поставленные перед ней задачей. Ее уровень отмечают и выпускники.

Единственное, со временем нам пришлось уточнить процедуру приема, в частности, этап собеседования. Были случаи, когда люди не очень четко понимали цель программы и считали, что перед ним сокращенный вариант MBA, где их научат вести бизнес. Так что еще раз хочу уточнить, что GMP-программа нацелена на другое и трансляцию знаний по ведению бизнеса не предполагает.

Executive.ru: Западные бизнес-школы предоставляют в открытый доступ статистику о том, как GMP способствует продвижению карьеры их выпускников. Есть ли у вас такая практика?

Сергей Филонович: Мы такую статистику по GMP не ведем. Более того, я с трудом представляю как ее можно собирать в принципе, хотя оцифровать эти данные очень хотелось бы.

Мой скепсис связан с тем, что карьерный рост происходит из-за совокупности причин, в том числе и благодаря бизнес-образованию. Однако карьера не в меньшей степени определяется талантом, настойчивостью, мужеством. И это не те заслуги, которые мы готовы приписать себе, хотя безусловно, рады внести свою лепту в дальнейший профессиональный рост наших слушателей.

Продолжается набор в группу GMP на 22 ноября 2024 года.
Обучение проходит в современном кампусе бизнес-школы на Шаболовке.
Время учиться пожизненно: чем полезна для бизнес-лидеров программа GMP
/
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО