Владимир Копцев о новых трендах в современном менеджменте, приоритетах управленцев при выборе программы МВА, технологическом предпринимательстве и инновациях.
Спрос на бизнес-образование растет. Чему готовы учиться предприниматели и управленцы сегодня, и как на запрос потенциальных слушателей отвечают программы МВА — на вопросы PR-директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрея Шаромова ответил академический руководитель программы МВА, профессор практики ВШБ Владимир Копцев.
Владимир, расскажите немного о Вашем собственном опыте в бизнесе, слушателям программ MBA важно не только «что» преподают, но и "кто" преподает.
С удовольствием, у нас в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ акцент на стратегическом партнерстве с ведущими компаниями, интеграция с лидерами бизнеса — важная часть системы управления качеством образования. Я сам уже более 10 лет погружен в EdTech и индустрию образования в разных ролях: инвестор, предприниматель и последние несколько лет — преподаватель. Работал в крупнейшем американском инвестбанке, занимался сделками M&A, IPO и в то время проинвестировал как бизнес-ангел в несколько проектов. Выходил из банка с EdTech проектом создания доступного профессионального образования в области финансов, инвестиций, предпринимательства. Мне повезло работать с лучшими командами и людьми на рынке в разное время в разных местах. Занимался корпоративными финансами — сделками M&A, привлечением финансирования и прямыми инвестициями. Это были крупнейшие зарубежные и российские инвестиционно-коммерческие банки и компании.
Затем стал инвестировать в EdTech самостоятельно, запустил венчурную студию 9b, которая фокусируется на продуктах для экономики будущего, EdTech и FinTech в основном в Web3 — в этой сфере экспертов крайне мало и перспективы развития весьма впечатляющие.
Запускал с командой также фонд ранних стадий Bramos Capital, мы собрали классный портфель из 8 компаний в выбранных направлениях в соответствии с инвестиционным тезисом. Заработали положительную репутацию у ярких предпринимателей, я погрузился в венчурную экосистему и сфокусировался на анализе больших трендов, проактивный поиск перспективных команд и компаний.
И конечно, одновременно с предпринимательством, прокачивал себя на образовательных дополнительных программах лидирующих бизнес-школ: INSEAD, Амстердамском Институте Финансов и на внутренних инвестиционно-банковских тренингах.
Поэтому абсолютно логично, что ВШБ для меня оказалась бизнес-школой «первого выбора», когда мы стали обсуждать развитие программы MBA. Здесь я преподаю то, чем занимаюсь: венчурные инвестиции, технологическое предпринимательство, финансирование и реализацию различных корпоративных сделок.
Эксперты отмечают возросший спрос на программы МВА. Почему в такое сложное время топ-менеджеры готовы тратить время на учебу?
Те времена, когда люди шли в университет или бизнес-школу просто за "корочкой" давно прошли. Именно потому, что предприниматели и управленцы вынуждены ставить цели, принимать решения и достигать результатов в ситуации возросшей неопределенности и глобальных трансформаций, они идут на программу МВА — актуализировать свои знания. Сейчас важно регулярно обновлять свои программы, чтобы они оставались максимально полезными с практической точки зрения. Основываясь на полученной нами обратной связи от слушателей прошлого года, можно с уверенностью сказать, что основной запрос поступающих на МВА — системные и востребованные знания о современных бизнес-моделях, актуальных навыках и практике российских компаний. Именно содержание программы становится определяющим при принятии решения о поступлении на программу. Престиж диплома тоже важен, но это отходит на второй план по сравнению с реальной практической пользой.
Каких знаний не хватает российским предпринимателям сегодня? Что нового готовы предложить программы МВА в 2024 году?
Прошлый год окончательно утвердил переориентацию российского бизнеса на азиатские рынки. Это означает структурные изменения всех основных управленческих процессов компании — прежде всего, логистики, направлений поставок, а также развитие инноваций. В программе МВА Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ мы добавили азиатский модуль и выездную сессию, отвечая на эту потребность предпринимателей. Здесь, опять же, стоит подчеркнуть запрос на содержание: раньше международные модули с иностранными преподавателями были больше про расширение сознания, практику профессионального языка, сейчас слушателям важно не просто наличие преподавателей из азиатского региона. Акцент именно на системные компетенции и работающие сегодня инструменты — предпринимателям важно понимать, как сегодня ведется бизнес в регионе, каковы его культурные и социальные особенности. Другими словами, приходят за конкретикой: как мне развивать бизнес в данном регионе.
Как стремительное развитие технологий, которое мы сегодня наблюдаем, повлияло на программы МВА?
Технологии — очевидный тренд, который невозможно игнорировать. Искусственный интеллект, работа с большими данными, блокчейн, децентрализованные финансы — это реальность сегодняшнего дня. Все эти технологии должны вовлекаться и в принятие решений, в разработку и продвижение продуктов, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Очевидно, что соответствующие модули нужно включать в состав программ МВА любой специализации.
С другой стороны, этот тренд повлиял на предпринимательский потенциал в целом: в 2023 году многие менеджеры компаний захотели запустить собственный бизнес или проект, а крупные компании стали активно развивать внутреннее технологическое предпринимательство. Такие слушатели приходят на МВА, чтобы найти идею предпринимательской инициативы, потенциальных партнеров и коллег, возможно, даже протестировать ее в период обучения. В 2024 году мы ожидаем развитие этого тренда.
Что такое внутреннее технологическое предпринимательство? Почему бизнес готов вкладываться в это направление?
Любой бизнес глобально нацелен на рост долгосрочной акционерной стоимости компании. Этот рост зависит от будущих денежных потоков, и основными драйверами этого роста являются выручка компании и ее маржинальность. Поэтому встает логичный вопрос — как наращивать эти показатели. Выручка зависит, с одной стороны, от цены, которую существенно нарастить в условиях конкуренции сложно, и, с другой стороны, — от количества клиентов. Одним из ответов может быть развитие технологического предпринимательства внутри компании. Как прирастить новых клиентов, увеличить частотность покупок имеющихся клиентов — это одно направление работы. Другое — как экономить: на производственных расходах, маркетинге и т. п. Решение этих вопросов и есть внутреннее технологическое предпринимательство или инновационное предпринимательство. Оно непосредственно влияет на то, что-либо выручка у компании растет, либо затраты снижаются, вследствие чего маржинальность в бизнесе увеличивается — за счет коммерциализации изобретения, более частого приобретения посредством доступных технологий, новой бизнес-модели, упрощения пользовательского опыта.
Чем предпринимательские инициативы внутри компании отличаются от старапов? На что обращает внимание руководство?
Первое, что важно руководству, — это рациональные причины соответствия предлагаемой инициативы стратегии компании. Конечно, может иметь место и нерациональное желание иметь какую-то определенную технологию или запустить конкретный продукт. Но мы сейчас рассмотрим рациональные причины, поэтому далее отвечаем на вопрос: как инновационный продукт может повлиять на денежный поток — каким образом? Это может быть сделано через выручку, маржинальность, экономию затрат. Например, повышение лояльности к бренду, репутации компании. Мотивация может быть долгосрочной, с не до конца ясным эффектом в будущем, но руководство осознает, что в это нужно вкладывать. В венчурных проектах часто встречается формулировка «мы не можем этим не заниматься, потому что…».
Любой проект мы рассматриваем с позиции оценки четырех факторов: первое — сам продукт, насколько он классный и полезный, второе — наличие команды с нужными компетенциями, третье — рынок и динамика сегмента, четвертое — бизнес-модель, как этот продукт будет зарабатывать. И я бы добавил еще пятый фактор — своевременность, чтобы рынок был готов. Если рынок не готов с точки зрения технологий и бизнес-моделей, люди не будут за это платить.
Классический стартап — это работа в условиях ограниченных ресурсов, от раунда к раунду. Надо быть готовым к тому, что будет тяжело. Стартапу, грубо говоря, нужно попасть в тот момент, когда он со своей классной командой и замечательным продуктом окажется на растущем рынке, и этот момент совпадает с достаточным развитием и бизнес-модели, и технологий, и пользовательского опыта. Достаточно много слагаемых успеха при большом количестве ограничений.
Стартап внутри компании имеет некоторые преимущества. Чтобы компания авансировала средства на развитие проектов, у нее должен быть стабильный якорный бизнес, экономика которого обеспечит сотрудников. Наличие якорных продуктов компании снимает один из основных рисков — отсутствие клиентов. Гипотезы можно тестировать на имеющейся клиентской базе компании. В крупных компаниях есть возможность тестировать бизнес-модели. Другими словами, компания может позволить себе время на эксперименты, а не жить от раунда к раунду. Таким образом компания больше контролирует фактор своевременности, чем обычный стартап.
Как быть, если сотрудники хотят инноваций, а руководство не стимулирует этот процесс?
Я бы рассматривал инновационное предпринимательство, прежде всего, как определенную точку роста в карьере. Даже если руководство пассивно, я считаю, что нужно проявлять инициативу, приходить и предлагать. Только в этом случае имеет смысл заходить с более оформленной идеей: то есть нужно выделить на это время, собирать фактуру, подготовить презентацию, а то и продемонстрировать какой-то прототип продукта, который предлагается. Чем ближе мы к продукту и к пониманию решаемой проблемы, тем выше вероятность успеха. Кроме того, вы презентуете свой потенциал. Руководство видит, что вы готовы это реализовать, какие силы команды нужны, — возможно, потребуется не так много ресурсов, а результат, который инициатива принесет компании, значительный.
Что важно, если вы хотите развивать инновационные инициативы, так это быть в среде единомышленников, обладающих экспертной компетентностью, определенными ресурсами и главное — желанием обсуждать, пробовать. Здесь обучение на программе МВА — одна из тех площадок, где все это можно найти. И вне зависимости от того, поддерживает ли руководство вашей компании инновации или нет, вы получите среду, в которой будете расти.
Набор на программу MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ продолжается!
Обучение проходит в современном кампусе бизнес-школы на Шаболовке.