Выгода и смысл: зачем бизнесу философия?
Яндекс.Метрика
Авторизация








Интеллектуальный клуб OpenLectures.ru

Новости и планируемые события - Высшая школа Менеджмента

20.11.2013

Выгода и смысл: зачем бизнесу философия?

Уважаемые слушатели, выпускники, преподаватели, коллеги!

Приглашаем вас на очередную открытую лекцию на тему «Выгода и смысл: зачем бизнесу философия?» в рамках совместного проекта Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ и Интеллектуального клуба OpenLectures.

С лекцией выступит доктор социологических наук, ординарный профессор, заведующий кафедрой практической философии НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Социологическое обозрение» Александр Фридрихович Филиппов.
filippov.jpg

Тезисы лекции:

  • Весь современный мир несет на себе печать преобразующей деятельности бизнеса. Без него остановится вся машина социальной жизни. Но как связаны между собой человеческое целеполагание и сложные, часто не зависящие от воли отдельных людей и даже больших групп процессы? Это вопрос о смысле, то есть философский.
  • С легкой руки Макса Вебера современную систему капиталистического хозяйствования стали сравнивать с железной клеткой. В эту клетку попадают те, кто не сам ставит себе цели, но гонится за прибылью, подчиняясь логике рациональной организации и конкуренции. Вебер доказывал, что эта система сложилась не потому, что в основании ее лежал вульгарно понятый эгоизм, но как один из возможных ответов на более фундаментальный для человека вопрос о спасении.
  • В античности главным вопросом был вопрос о счастье. Хозяйствование, как считалось, не может быть правильным путем к счастью. В средние века главным был вопрос о спасении. Интерес к прибыли мог только помешать к спасению. При переходе к новому времени попытались успех в бизнесе интерпретировать как знак того, что человек спасен для вечной жизни. В новое время решили, что человеку достаточно «презренной пользы», а чуть позже оказалось, что такой человек «сидит в железной клетке». Ссылками на пользу здесь не поможешь. Философия должна заново ответить на вопрос о смысле бизнеса.
  • Прежде всего, бизнес – это один из устойчивых видов человеческого существования и создания условий для существования людей-среди-людей. Отношение к другому человеку вообще может принимать разные формы, от вынужденного одиночества до братской любви или тяжелого конфликта. Создание человеческих сообществ, имеющих общую цель, является не только результатом деятельности бизнеса, но и смыслом.
  • Бизнес производит удовлетворение, то есть решает за человека часть важных жизненных задач. Он перенимает на себя определение или переопределение для огромного количества людей смысла их жизни.
  • В обществе риска бизнес производит зоны доверия, относительной безопасности. В мире иррационального и непредсказуемого он старается выгородить области рационального и надежного (что покупается, в свою очередь борьбой и вытеснением опасного на периферию или за границы организаций).
  • Наконец, бизнес создает мир долговечных объектов. Бизнес – это вложение усилий в то, что теоретически может пережить создателя, это продление жизни за горизонт ее временного существования. Смысл имеет не то, что умрет раньше меня, но то, что может меня пережить. Выгода не уходит на задний план в таком случае, но она снова из цели превращается в условие, необходимое условие достижения важнейшей цели.
Мнение от профессоров
Почему люди на вопрос о том, что такое бизнес, часто дают тривиальный и пошлый ответ: бизнес – это способ зарабатывать деньги? Причина состоит в том, что они лишены широкого, философского взгляда на окружающий мир и вследствие этого не способны поставить бизнес в контекст современного бытия, осознать его значимость для современного человека. Настоящие философы умеют создавать контексты, способствующие более глубокому пониманию окружающего мира. Именно этому и будет посвящена очередная открытая лекция.
Александр Фридрихович Филиппов – настоящий философ и, кроме этого, известный социолог и историк социологии. Его рассказы о самых, казалось бы, сложных проблемах бытия удивительным образом воспринимаются как доверительное повествование о собственном живом взгляде на мир. Эти рассказы нельзя пропустить, они меняют наше восприятие действительности, делая его многомерным и многокрасочным.
профессор Филонович С. Р.

NB от компании Glance. Имеет опыт проведения внутрикорпоративных семинаров по прикладной философии совместно с Александром Филипповым.
Почему мы слушаем Александр Фридриховича...
Он возвращает философии смысл этой профессии, ведь смысл в оторванности от людей существовать не может.
Почему компания Glance проводит уже 3-й курс практической философии?
В быстром мире сетка смыслов, - как таблица умножения. Понять это можно только после лекции.
Это как вкус, - пока не попробовал, читать можешь долго…
Наталья Кирюшина
Константин Семенков
члены Совета Директоров компании


Открытая лекция состоится 30 ноября 2013 г. (суббота) в конференц-зале НИУ ВШЭ по адресу: Москва, Малый Гнездниковский пер., дом 4, ауд. 10
Начало мероприятия в 17:00.

Контактное лицо: Зоткина Анна
Телефон: +7 (495) 629 38 61
e-mail: mbahse@hse.ru

Просьба подтвердить свое участие. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте: openlectures.ru

Возврат к списку

«Кладовая знаний ВШМ» — уникальное собрание книг, статей и полезных ссылкок. Хотите знать, по каким учебникам проводятся занятия в Высшей школе менеджмента, какие пособия издаются в ВШМ для своих слушателей? Посмотрите и бесплатно скачайте книги и статьи преподавателей Высшей школы менеджмента.

Кладовая знаний: книгиКниги
В этом разделе вы можете выбрать и скачать книги за авторством наших преподавателей.

Кладовая знаний: статьиСтатьи
Интересные статьи, публикации, интервью и многое другое.

Кладовая знаний: Наши изданияНаши издания
С изданиями Высшей школы менеджмента можно познакомиться в этом разделе.

Кладовая знаний: Рекомендуем прочитатьРекомендуем прочитать
Рекомендуемые нашими преподавателями ссылки на наиболее интересные и актуальные материалы сайта НИУ ВШЭ и других порталов..